Герои

Психология с Алексеем Ситниковым. Правило №39: Поймите меня правильно

Коуч Алексей Ситников объясняет, как построить личный бренд — такой, чтобы все сразу видели, кто здесь королева.

AD

Кто-нибудь когда-нибудь обязательно будет судить о человеке по делам его. Но сейчас не до подробностей. Предположим, вы гуглите, кто я такой. Выясняете, что я написал четырнадцать книг, – но для знакомства с брендом «Ситников» вы их читать не будете. Зато запомните набор примитивных, не всегда корректных меток: профессор в куче стран; страшный человек; специалист по зомбированию и психообработке; привез в Россию НЛП; создавал политические бренды Тимошенко, Ельцина, партии «Единство»; провел сотни избирательных кампаний; владеет гипнозом; со-основатель клубов «Петрович», «Высоцкий», «Огород». Я понимаю странный взгляд моих осваивающих интернет восьмилетних двойняшек: «Так что нам отвечать в школе, когда спрашивают, чем занимается наш папа?» Они там и так уже изгои – когда учительница попросила привести в класс домашних питомцев, мои сказали: «А у нас дома леопард», и педагог настойчиво разрешила им никого не приводить.

Я не в обиде. Для близких я, надеюсь, существую в полном объеме, но всем остальным интересна только моя репутация – то есть комбинация ролей из прошлого и настоящего. Есть, кстати, еще один Алексей Ситников. Если я учился в Новосибирске, а потом в Санта-Крусе, то он – в Ярославле и Стэнфорде. Нас, естественно, путают – представляете, как мы записаны в телефоны у общих друзей? Когда я пришел к Грефу в Сбербанк, сто поздравлений получил другой Ситников. Когда он пришел в Сколково, сто поздравлений получил я. Мы с ним уже лет двадцать дружим, уважаем друг друга и пересылаем попавшие не по адресу эсэмэски от поклонниц.

А теперь тонкий психологический нюанс. Чтобы узнать «про человека», нужно два-три факта из «Гугла». Чтобы «узнать человека», «Гугл» не требуется – достаточно интуиции. Помните, как на этапе зарождения романа вы почувствовали, что уже можно произносить фразу «Я про тебя ничего не знаю, но, похоже, я знаю тебя уже очень хорошо»? Вот я об этом.

Хорошо, что вы читаете «Википедию», но там описана только одна из ролей мужчины, в которого вы влюблены, – с вами он будет играть совсем другую пьесу. Да, большой начальник, но у вас с ним, возможно, будет другая иерархия. Не компьютер же покупаете, чтобы принимать решение исходя из технических характеристик! У людей они тоже есть, и полезно перед покупкой ознакомиться, но важнее включить глаза и эмпатию, чтобы оценить и полюбить внешность и душу.

Да что мы все про него да про него? Вы точно такой же набор прошлых и нынешних ролей, и ваша фильмография зафиксирована в соцсетях и бездонной памяти подруг. Если вы сами не управляете информацией о себе, то ею управляет кто-то другой: распускает сплетни, рассказывает страшные истории. Полностью перекрыть этот кран вряд ли возможно, но я знаю людей, достигших немалого прогресса в редактировании своей публичной биографии. Займитесь этим, пожалуйста.

Светская девушка, вам обязательно нужен личный бренд! То есть «имя + лицо + характер + предсказуемое поведение». В вашей внешности должны быть очень узнаваемые, запоминающиеся элементы зрительной идентификации – вроде родинки Синди Кроуфорд или «лунной походки» Майкла Джексона. В манере поведения – тоже. «Тетя Мотя – это та, которая...», «Леся Кафельникова – это та, которая...» Суть бренда в этой конструкции располагается после запятой. Чтобы потренироваться, откройте светскую хронику «Татлера» и про каждую персону в ней составьте такую фразу. А потом несколькими разными способами (пока не понравится) проделайте это со своим именем. Когда будете упражняться, не забывайте, что бренд Майкла Джексона – не музыка, а походка. Люди покупали диск «парня с «лунной походкой», искали его в магазине по картинке. Вы в инстаграме – тот же диск среди тысяч других. Бесконечное многообразие ваших талантов и идей в таком формате не отпечатывается, нужно что-то одно, яркое и необычное.

Кадр из фильма «Анна Каренина»

Вранье, что любой пиар – благо и чем больше упоминаний, тем лучше. Кому лучше? Снятое скрытой камерой гей-порно с участием чиновника герою совсем не полезно, даже если наберет в ютьюбе сто миллионов просмотров. Кино про себя чиновник должен снимать сам. Политическую пользу ему принесет только проморолик личного бренда, расcчитанный по математическим, психосемантическим формулам самыми классными специалистами.

У девушки на выданье другая игра, другая задача, но формулы расчета элементов личного бренда едины и для политики, и для личной жизни. В них обязательно учитываются потребности целевой аудитории. Юная дева хочет, как мисс Москва Оксана Воеводина, замуж за короля Малайзии? Ей надо учесть, что там ценят большие наивные глаза. Юная дева хочет не столько замуж, сколько хайпа? В эпоху бодипозитива и всеобщей (но тайной) зависти к худым и высоким моделям консультанты предложили Ким Кардашьян активнее демонстрировать попу. Чем больше попа, тем сильнее народная любовь.

Умная женщина понимает, что разные типы мужчин нуждаются в разных брендах. И затачивает себя «под соцдем целевой аудитории». Мужчине в часах Jacob & Co. так же трудно продать Apple Watch, как сноубордисту – лыжи, а триатлонисту – пиво с водкой.

Чем больше сплетница знает о веселых стартах других, тем сильнее тормозит сама.

Все, кстати, еще сложнее: надо учитывать, что один и тот же мужчина для разных жизненных ситуаций выбирает разные бренды. Если холеному московскому триатлонисту понадобится вести бизнес с авторитетом из девяностых, то «Туборг» с «Грей Гусом» станет для него первым пунктом в списке жизненно необходимых медикаментов. Девушек триатлонист к себе приближает по тому же принципу. Чтобы в Монако на недельку – один типаж. Чтобы жениться и детей – совсем другой.

Вы сами-то кем интересуетесь, промышленниками или депутатами? Депутату, например, нельзя, чтобы девушка, с которой он отдыхает в Монако, строчила всякие глупости в инстаграм. А бизнесмену – или пофиг, или даже приятно. Личностный бренд нельзя за пять минут поменять на другой, поэтому просчитайте свою стратегию надолго вперед и строго держитесь курса, без разворотов в воздухе. Чем лучше знаете, на кого именно охотитесь, тем быстрее дичь сама вас найдет. При условии, что вы выделяетесь на фоне других охотниц за удачей – талантом, умом, внешностью, чувством юмора. Раз уж мы договорились, что все люди – бренды, надо как-то заявлять о себе на полке в супермаркете.

Даже если вы светский хроникер, который знает все и обо всех, когда работаете над собственной личной жизнью, обнулите базу данных, забудьте как страшный сон. Во-первых, потому что чем больше сплетница знает о веселых стартах других, тем сильнее тормозит сама. Во-вторых, время – драгоценный ресурс. Стив Джобс мудро сказал: «Ваше время ограниченно, не тратьте его на жизнь чужой жизнью». Есть такое понятие – «стоимость информации», она исчисляется в часах, месяцах, годах. Дудь встретился с Никитой Михалковым? Даю два часа, не больше. Толстой и Достоевский не были знакомы лично? Этот факт стоит целую вечность.

В-третьих, ничего хорошего ни про кого вам не скажут и не напишут. Негативная информация живуча и хорошо запоминается. Достаточно прочитать одну статью на Compromat.ru, и все хорошее, что вы увидели в мужчине своими глазами, превратится в дым. Вам жить с человеком, а не с компроматом на него. Если приобретете привычку проверять каждого жениха на безгрешность, превратитесь в зануду, которая не видит Давида, но видит валяющийся у его ног фантик. И вообще, при чем здесь его работа? Есть много карьеристов с чистой репутацией и несчастнейшей семейной жизнью. История брака Пола Маккартни с Хизер Миллз – вообще катастрофа.

Хватит гуглить, просто влюбитесь, войдите в это чудесное трансовое состояние. Те, кто в трансе, предельно сконцентрированы на одном объекте, и он им очень сильно, без всяких но, нравится. Так дела в личной жизни и делаются.

Кадр из фильма «Светская жизнь»

Алексей Ситников

07.02.2019

Фото: Архив пресс-службы/Иллюстрация: Алиса Юфа

AD

Читайте так же на tatler.ru