Игорь Цуканов

Самый лучший год: Игорь Цуканов о выставке Пабло Пикассо

В Лондоне сорок пять лет со дня смерти Пабло Пикассо отмечают выставкой века.

AD

Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.

Новый, 1932 год Пабло Пикассо встречал признанным и богатым художником. Он жил в роскошной квартире неподалеку от Елисейских Полей, завел автомобиль с шофером, сменил свитеры на костюмы изысканного покроя от самых дорогих портных, принимал участие в парижских вечеринках и проводил летние месяцы на юге Франции. Многие арт-критики задавались вопросом, не собирается ли пятидесятилетний мэтр почивать на лаврах и просто коммерциализировать свои прежние творческие находки.

Ответом стала серия феноменальных работ, впервые собранных вместе и представленных на выставке «Пикассо 1932 – любовь, слава, трагедия». Она идет все лето в лондонской Тейт Модерн. Демонстрируют более ста картин, рисунков и скульптур, созданных на протяжении одного-единственного года. Главным драйвером чудесного ренессанса Пикассо стала юная Мария-Тереза Вальтер, с которой мастер познакомился на улице за несколько лет до этого. Девушке было семнадцать. «У вас интересное лицо, – сказал художник. – Я хотел бы сделать ваш портрет. Я Пикассо». Вскоре они стали любовниками.

Девушка с мандолиной

Их страсть рождала шедевр за шедевром. За пять дней марта 1932-го Пикассо создал три портрета Марии-Терезы – «Обнаженная в черном кресле», «Обнаженная, зеленые листья и бюст» и «Зеркало». Еще через два дня была написана «Девушка перед зеркалом». Все эти картины впервые с 1932-го показываются вместе. На выставке в Тейт также представлена одна из самых больших работ Пикассо – «Сон» (конечно же, портрет Вальтер) из коллекции лас-вегасского магната Стива Уинна. Тот в 2006 году продал «Сон» за сто тридцать девять миллионов долларов, но умудрился серьезно повредить холст, в экстазе облокотившись на картину. После реставрации в 2013-м Уинн получил за нее уже сто пятьдесят пять миллионов.

Сон

«Возможность осмотреть такое собрание предоставляется раз в жизни, – говорит куратор проекта Нэнси Айрезон. – Последний раз это было в 1932 году и вряд ли повторится. Когда вы видите такого качества работы вместе, вы понимаете значение Пикассо в истории искусства ХХ века».

В самом конце 1932 года Мария-Тереза Вальтер серьезно заболела и практически потеряла свои роскошные волосы. Для Пикассо это событие стало переломным и вызвало серию жестких, со сценами насилия и спасения работ, завершивших год любви, славы и трагедии. С появлением новой музы Доны Маар в конце тридцатых Пикассо и Вальтер расстались и в последние годы жизни не виделись. Соединились они вновь уже после смерти мэтра в 1973-м – небольшая скульптура Марии-Терезы с вазой в руке была помещена над могилой в Шато де Вовенарг в Провансе. Она осталась с ним навсегда.

Девушка перед зеркалом

Обнаженная в черном кресле

Женский бюст

Игорь Цуканов

25.06.2018

Фото: succession picasso/dacs london 2018; архив tatler

AD

Читайте так же на tatler.ru